Информация юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам по вопросам соблюдения обязательных требований земельного законодательства

Информация юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам по вопросам соблюдения обязательных требований земельного законодательства

В целях профилактики нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Астраханской области по вопросу использования объектов земельных отношений, а также исключения (недопущения) таких нарушений на территории муниципального образования «Енотаевский район», Управление земельных, имущественных отношений и строительства администрации муниципального образования «Енотаевский район» обращает внимание жителей района на следующую информацию и поясняет.
Проведение мероприятий муниципального земельного контроля предусмотрено статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Организация и проведение муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Исполнение функции по муниципальному земельному контролю за использованием земель на территории муниципального образования «Енотаевский район» осуществляется администрацией муниципального образования «Енотаевский район» через структурное подразделение - Управление земельных, имущественных отношений и строительства администрации муниципального образования «Енотаевский район» (далее – Управление).
Предметом муниципального земельного контроля является контроль за соблюдением в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах муниципального образования «Енотаевский район», органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, законодательства Астраханской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Астраханской области предусмотрена административная и иная ответственность (далее – обязательные требования), в том числе:
-требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
-требований о переоформлении юридическими лицами в установленный федеральным законом срок права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретение земельных участков в собственность;
-требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
-требований законодательства своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены законодательством Российской Федерации и (или) договорами;
-требований законодательства Российской Федерации, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в том числе требований по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
-требований земельного и гражданского законодательства Российской Федерации, связанных с уступкой права пользования землей;
-требований законодательства Российской Федерации о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы;
-требований законодательства Российской Федерации, связанных с выполнением в установленный срок предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, выданных должностными лицами в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
-использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и  разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту;
-сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
-осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
-своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
-своевременно производить платежи за землю;
-соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
-не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
-выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ и федеральными законами.
В целях осуществления муниципального земельного контроля Управление организует и проводит:
1) плановые и внеплановые проверки в форме документарной и (или) выездной проверки;
2) мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований;
3) мероприятия по контролю без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений:
-плановые (рейдовые) осмотры земельных участков.
В соответствии с административным регламентом администрации муниципального образования «Енотаевский район» по исполнению муниципальной функции «Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования «Енотаевский район» в новой редакции, утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Енотаевский район» Астраханской области от 15.11.2016г. №571, должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль при проведении проверок составляют акты проверки соблюдения земельного законодательств. В актах проверках фиксируется наличие выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), либо их отсутствие. В случаях выявления нарушений копии материалов проверки вместе с копией акта направляются в органы федерального государственного надзора для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Управлением выдается предписание об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.
При осуществлении муниципального земельного контроля Управление взаимодействует с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (Росреестр) и Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (Россельхознадзор) и руководствуется Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. №1515.
По результатам анализа мероприятий по муниципальному земельному контролю, проведенных в истекшие периоды, Управлением установлено, что часто встречающимися нарушениями являются:
1) Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, предусмотрено статьей 7.1 КоАП РФ.
Под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного уполномоченного им лица), выраженной в установленном порядке. Самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по размещению на нём строений, огораживания, принятии иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.
Статья 7.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность и влечет наложение административного штрафа: в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2) Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, предусмотрено частью 2 статьи 8,7 КоАП РФ. Данный вид нарушения распространен на земельных участках сельскохозяйственного назначения и выражен в виде захламления участков отходами сельскохозяйственного производства (полиэтиленовая пленка, линии капельного орошения).
Статья 8,7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность и влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
К тому же стоит обратить внимание на другие виды административных правонарушений, которые допускаются на территории муниципального образования «Енотаевский район», к ним относятся: использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8 КоАП РФ); порча земель (статья 8.6 КоАП РФ), которая представляет собой самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, его уничтожение, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Управление рекомендует всем собственникам, арендаторам и другим пользователям земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Енотаевский район», принять к сведению данную информацию по недопущению нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.