Отчет о результатах работы прокуратуры Енотаевского района по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2019 году

 

НАШИ МЕДИА

 

   

 

ОТЧЕТ
о результатах работы прокуратуры Енотаевского района
по надзору за исполнением законодательства о
противодействии коррупции в 2019 году

В 2019 году зарегистрировано 16 преступлений коррупционной направленности: по ч. 3 ст. 159 УК РФ – 5, ч. 3 ст. 160 УК РФ – 1, ч. 1 ст. 286 УК РФ – 2, ч. 3 ст. 291 УК РФ – 1, ч. 1 ст. 291.2 УК РФ – 7 (9 преступлений коррупционной направленности: ч. 3 ст. 159 УК РФ – 4; ч. 3 ст. 160 УК РФ – 3; ч. 3 ст. 290 УК РФ – 1; ч. 1 ст. 291.2 УК РФ – 1)

По-прежнему наибольшее число преступлений коррупционной направленности выявлено по фактам хищения путем обмана имущества государственных и муниципальных предприятий (ФГУП Почта России, МУП Водопроводные сети), с использованием служебного положения.

В 2019 году возбуждено 16 уголовных дел коррупционной направленности, 10 из которых соединены в одно производство. В суд направлено 4 дела с обвинительным заключением на 4 лиц. Уголовные дела анализируемой категории не прекращались, не приостанавливались.

Зарегистрировано 8 преступлений (1 – по ч. 3 ст. 291 УК РФ, 7 – по ч.1 ст. 291.2 УК РФ), связанных со взяточничеством (АППГ - 2).

В 2019 году преступления коррупционной направленности, совершённые сотрудниками правоохранительных органов, не регистрировались (АППГ – 1).

В 2019 году уголовные дела в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом, не возбуждались.

За 2019 год Енотаевским районным судом Астраханской области рассмотрено 5 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности с вынесением итогового решения в отношении 5 лиц:

- по ч.3 ст.159 УК РФ 3 дела в отношении 3 лиц;

- по ч.3 ст.160 УК РФ 1 дело в отношении 1 лица;

- по ч.1 ст.286 УК РФ 1 дело в отношении 1 лица.

По результатам рассмотрения уголовных дел постановлены 5 обвинительных приговоров в отношении 5 лиц.

В 2019 году решения об отказе в возбуждении уголовного дела не принимались.

В порядке особого судопроизводства рассмотрено 5 уголовных дела в отношении 5 лиц.

Результаты надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе.

В 2019 году выявлено 67 нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе (АППГ - 62), нормативные правовые акты не опротестовывались (АППГ -12), внесено 12 представлений (АППГ - 11), 56 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности (АППГ - 42).

Прокуратурой района в октябре-ноябре 2019 года проведена проверка соблюдения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в ОМВД России по Енотаевскому району, в ходе которой выявлены нарушения вышеназванного законодательства.

В ходе проверки сведений, указанных в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год установлены факты не предоставления, либо предоставления недостоверных и неполных сведений о доходах, об объектах недвижимого имущества и транспортных средствах, объектах недвижимого имущества, находящихся в пользовании на себя и членов семьи 33 сотрудниками.

По результатам проведенной проверки и выявленным нарушениям законодательства о противодействии коррупции и государственной службе 18.11.2019 прокурором района в адрес начальника ОМВД России по Енотаевскому району Омельченко Н.Н. внесено представление. Представление рассмотрено, нарушения устранены, 31 виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (8 лиц в виде выговора и 23 лица в виде замечания). 

Также в октябре-ноябре 2019 года проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в ходе, которой, выявлены нарушения вышеназванного законодательства в 5 муниципальных образованиях (МО «Енотаевский район», МО «Федоровский сельсовет»,МО «Табун-Аральский сельсовет», МО «Средневолжский сельсовет», МО «Замьянский сельсовет»).

При проверке сведений, указанных муниципальными служащими в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год на себя и членов семьи, установлены факты предоставления недостоверных и неполных данных о доходах, об объектах недвижимого имущества и транспортных средствах, об объектах недвижимого имущества находящихся в пользовании.

По результатам проведенной проверки и выявленным нарушениям 22.11.2019 и 02.12.2019 прокурором района внесено 5 представлений главам вышеназванных муниципальных образований.

Представления рассмотрены, нарушения устранены, 17 виновных должностных лиц (муниципальных служащих) привлечено к дисциплинарной ответственности.  

Прокуратурой района в декабре 2019 проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в администрации МО «село Енотаевка».

Статьей 14 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлены запреты для муниципальных служащих, связанные с прохождением  муниципальной службы».

Пунктом  3  части 1  статьи  14 вышеназванного Федерального закона установлен запрет  заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией).

Указанным пунктом предусмотрены  исключения -  участие на безвозмездной основе в управлении органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя), которое получено в порядке, установленном муниципальным правовым актом), кроме представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что муниципальный  правовый акт,  предусматривающий  порядок получения  вышеуказанного разрешения представителя нанимателя (работодателя)  на право участвовать в управлении  определенными организациями    в МО «село Енотаевка» не разработан и не принят.

Отсутствие вышеназванного нормативного правового акта создает потенциальную возможность  нарушения прав  муниципальных служащих,  а также является нарушением  законодательства о  муниципальной службе  и противодействии коррупции.

Аналогичные нарушения выявлены в администрациях МО «Федоровский сельсовет», МО «Табун-Аральский сельсовет», МО «Средневолжский сельсовет».

В связи с выявленными нарушениями прокурором района главам вышеназванных муниципальных образований 12.12.2019 внесено 4 представления.  Указанные акты прокурорского реагирования   рассмотрены, приняты меры  к устранению нарушений, разработан и принят соответствующий  муниципальный правовой акт, 4 виновных должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В 2019 году прокуратурой района коррупционные проявления в сфере правоотношений, регулируемых законодательством о недропользовании, внешнеэкономической деятельности, об использовании  государственного имущества, о размещении  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание  услуг для государственных и муниципальных  нужд, об осуществлении  лицензионной  деятельности, лицензионных, регистрационных и иных разрешительных  процедур, о реализации  федеральных  целевых программ и национальных проектов, противодействии   легализации  денежных средств или иного  имущества   приобретенного  преступным путем  не выявлялись, материалы по ним не направлялись.

Фактов незаконного  участия государственных и муниципальных  служащих  в коммерческой деятельности, в том числе в случаях, когда они являются учредителями коммерческих организаций, владеют долями и пакетами  акции,  занимают оплачиваемые должности в хозяйствующих субъектах, выезжают в служебные командировки за счет  юридических лиц, решают финансовые проблемы государственных  органов путем создания различных фондов или участия в них,  не установлено.

Фактов принятия органами государственной власти и местного самоуправления незаконных нормативных и индивидуальных правовых актов, связанных с противоправным вмешательством в предпринимательскую деятельность, предоставлением предпринимателям необоснованных льгот и преимуществ индивидуального характера, незаконным распоряжением бюджетными средствами, государственным и муниципальным имуществом не установлено.

Результаты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Подготовлено  отрицательное  заключение на проект  нормативного правового  акта   -  решение Совета   МО «село Енотаевка», в котором выявлены несоответствия федеральному законодательству,   наличие коррупциогенных факторов. Заключение  принято к исполнению (реализации)  органам  местного самоуправления  с учетом внесенных  замечаний.

Прокуратурой района проверен на  законность проект  решения Совета муниципального образования «село Енотаевка» «Об утверждении  Положения  «Об установлении  размеров  должностных окладов муниципальных  служащих администрации   муниципального   образования  «село Енотаевка», а также размеров ежемесячных  и иных выплат и порядка их осуществления» (далее  проект «Решения» и «Положение»).

По результатам проверки  проекта Решения установлено следующее.

В соответствии со  ст. 10 Закона Астраханской области  от 04.09.2007 №52/2007-ОЗ  «Об отдельных  вопросах  правового  регулирования  муниципальной  службы  в Астраханской  области»  оплата труда (денежное содержание) лиц, замещающих должности муниципальной службы Астраханской области состоит из:1) должностного оклада; 2) ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы; 3) ежемесячной надбавки за выслугу лет; 4) ежемесячного денежного поощрения; 5) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 6) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; 8) материальной помощи.

Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с частями 1 - 3 настоящей статьи.

В статье  3 «Положения» не указан   размер  ежемесячной надбавки устанавливаемой    к должностному  окладу  за особые условия   муниципальной службы.

Согласно п.3.1.  статьи  3  «Положения»  размер  ежемесячной  надбавки к должностному окладу за особые условия  муниципальной службы устанавливается   главой МО «Село Енотаевка»  в процентном отношении  к должностному окладу и   фиксируется в форме распоряжения.

В статье 7  «Положения»   в качестве премий   единовременного  характера  за выполнение  особо важных и сложных заданий необоснованно  в п.7.5 и п. 7.7  указаны:    1) премия   в связи с празднованием  профессионально  праздника (День местного  самоуправления)  и премия  в связи с  наступлением   юбилейных дат  55-летие (женщины) и 60–летие  (мужчины) и достижением  пенсионного  возраста.

Таким образом, представленный проект   решения Совета муниципального образования «село Енотаевка» содержит  коррупциогенный фактор, предусмотренным подпунктом «а» пункта 3 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 -  широта дискреционных полномочий.

На данный проект прокурором района 25.06.2019 принесено  отрицательное заключение.         

Указанные  в заключении замечания органом местного самоуправления учтены, внесены соответствующие  изменения, коррупциогенный фактор исключен.

В ходе проведенной прокуратурой  района  антикоррупционной экспертизы  «Порядка проведения  проверок  эффективности  инвестиционных проектов, финансируемых  частично  за счет средств  бюджета  муниципального образования  «Енотаевский район» Астраханской области», утвержденного постановлением  администрации  муниципального образования  «Енотаевский район» от 13.09.2012 № 348 (далее  по тексту «Порядок») выявлены  признаки коррупциогенных  факторов.  

Установлено, что «Порядок» не   содержал норм, регламентирующих   процедуру проведения проверки инвестиционных проектов, предоставления документов заявителями,  основания принятия и отказа  в принятии документов для проведения проверки инвестиционных проектов, сроки проведения проверки, результаты проверки и выдачи заключения.

Тем самым, администрация МО  «Енотаевский район»  могла действовать по своему  усмотрению, что создавало условия  для коррупционных проявлений.

Изложенное подпадает под признаки  коррупциогенных факторов  «широта  дискреционных полномочий» и «отсутствие или неполнота административных процедур» предусмотренные  п.п. «а»  и п.п.  «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной  Постановлением Правительства РФ  от 26.02.2010г.  №96.

Руководствуясь ст. 9.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" 11.07.2019 прокурором района на имя главы администрации МО «Енотаевский район» Левшина С.А. внесено требованиеоб изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупциогенных факторов.

Указанное требование рассмотрено и удовлетворено,  в «Порядок» внесены изменения  постановлением  администрации МО «Енотаевский район»  от 27.08.2019 №589, корруциогенные факторы исключены.

Прокурор Енотаевского района
старший советник юстиции                                                          Ю.Ю. Мухин