Исполнение бюджетного законодательства при использовании денежных средств, выделенных на проведение мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений

 

НАШИ МЕДИА

 

   

 

«Исполнение бюджетного законодательства при использовании  денежных средств, выделенных на проведение мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений»

          Прокуратурой Енотаевского района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при использовании  денежных средств, выделенных на проведение мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений за 2016-2018 годы.

          При подготовке к проверке обобщено состояние законности в указанной сфере, сообщения в сети Интернет, административная и судебная практика, материалы процессуальных проверок, и проверок контролирующих органов. жалобы и обращения по указанным вопросам в прокуратуру района не поступали.

На территории МО «Енотаевский район» имеются 4 бесхозяйных гидротехнических сооружения (водооградительные валы) (далее – ГТС). Из них:

1.     На территории МО «Замьянский сельсовет» находятся 2 водооградительных вала, построенных в 1970 году для защиты населения от негативного воздействия паводковых вод. Первое ГТС с. Замьяны представляет собой земляную насыпь без облицовки, протяженностью 1410 м, высотой от 0,6-2,67 м., объёмом 36739 куб.м. Второе ГТС западнее п. Новострой, представляет собой земляную насыпь без облицовки, протяженностью 1200 м, высотой 0,88-2,09 м. Износ водооградительных дамб составляет 40 %.

2.     На территории МО «Средневолжский сельсовет» расположено 2 ГТС (водооградительные валы) в п. Волжский и с. Сероглазка, построенные в 1970 году для защиты населения от негативного воздействия паводковых вод, общая протяженность валов - 22,5 км. Первое ГТС п. Волжский представляет собой земляную насыпь без облицовки, протяженностью 19 км. Второе ГТС с. Сероглазовка, также является земляной насыпью без облицовки, протяженностью 3,5 км.

Все ГТС поставлены на кадастровый учет в качестве бесхозяйных.

№ п/п

Наименование

Местонахождение (координаты, населенный пункт) ГТС

Кадастровый номер

Протяженность (м)

1

Гидротехническое сооружение

Астраханская область, Енотаевский район, п Волжский, юго- восточнее в 3км от п. Волжский

30:03:120103:691,

на бесхозяйном учете от 20.12.

2008 г. №30-30-08/009/2008-273У

3500

2

Гидротехническое сооружение

Енотаевский район, пос. Волжский, север с.Сероглазка, вдоль р. Волга,  п.  Волжский, до 3 км южнее п. Волжский,  вдоль ерика Курбатый, до п. Береговой

30:03:120201:556,

на бесхозяйном учете от 07.10.

2010 г. №30-30-10/018/2010-252У

19000

3

Сооружение

Астраханская область, Енотаевский район, западнее п.Новострой, на расстоянии 150 метров до дома №2Б по улице Береговая, протяженностью 1200 м

30:03:060701:263,

на бесхозяйном учете от 25.08.2010 года №30-30-10/013/2010-349У

1200

4

Дамба

Астраханская область, Енотаевский район, северная часть с.Замьяны от улицы Мира до улицы Луговая

30:03:060101:1503,

на бесхозяйном учете от 05.05.2010 года №30-30-10/007/2010-221-У

1400

 

Всоответствии с соглашением «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и не налоговых доходов бюджета МО «Енотаевский район», заключенного с министерством финансов Астраханской области в соответствии со ст.136 Бюджетного кодекса, муниципальное образование не имеет права устанавливать и исполнять расходные обязательства не связанные с решением вопросов отнесенных Конституцией РФ, Федеральными законами и законами Астраханской области к полномочиям муниципального образования.

Признание муниципальной собственности на ГТС нарушает основы разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В соответствии с п.17, ст.24 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;

В соответствии с п.п. 3, п.1, ст.26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:

- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

В п.2.6. Положения о Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области сказано:

- осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Астраханской области.

Таким образом, меры по предотвращению негативного воздействия вод (за исключением муниципальных прудов и обводненных карьеров) и ликвидации его последствий должен осуществлять либо субъект Российской Федерации, либо Российская Федерация — собственники данных водных объектов.

В то же время МО «Енотаевский район» в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принимает все возможные организационные и финансовые меры по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках своих полномочий и государственного финансирования.

На территории МО «Енотаевский район» реализуется муниципальная программа «Безопасность жизнедеятельности населения муниципального образования «Енотаевский район» утвержденная постановлением администрации МО «Енотаевский район» от 14.10.2015 №688 (в редакции постановления администрации МО «Енотаевский район» от 04.07.2018 №509), на проведение берегоукрепительных мероприятий из вышеуказанной программы выделяются финансовые средства из районного бюджета.

В целях реализации муниципальной программы «Безопасность жизнедеятельности населения муниципального образования «Енотаевский район» утвержденной постановлением администрации МО «Енотаевский район» от 14.10.2015 №688 (в редакции постановления администрации муниципального образования «Енотаевский район» от 04.07.2018 №509) на проведение берегоукрепительных мероприятий из бюджета МО «Енотаевский район» всего выделено — 7909,7 тыс.руб., из них:

- в 2016 году запланировано 1886,3 тыс.руб., выделено 1886,3 тыс.руб.;

- в 2017 году запланировано 2400,8 тыс.руб., выделено 2400,8 тыс.руб.;

- в 2018 году запланировано 3622,6 тыс.руб.,выделено 3622,6 тыс.руб.

Вышеуказанные средства выделялись на проведение противопаводковых мероприятий:

- разработка и проверка проектными организациями сметной документации;

- проведение берегоукрепительных работ (подвоз и укрепление грунтом водооградительных валов);

- проведение строительного контроля при выполнением работ по берегоукреплению.

  В 2016 году распоряжением Правительства Астраханской области от 04.08.2016 №316-Пр «О выделении денежных средств из резервного фонда Правительства Астраханской области» администрации муниципального образования «Енотаевский район» было выделено на противопаводковые мероприятия — 600, 0 тыс. рублей.

В 2017 году распоряжением Правительства Астраханской области от 13.04.2017 №135-Пр «О выделении денежных средств из резервного фонда Правительства Астраханской области» администрации муниципального образования «Енотаевский район» было выделено на противопаводковые мероприятия — 600, 0 тыс. рублей.

В 2018 году распоряжением Правительства Астраханской области от 27.06.2018 №340-Пр «О выделении денежных средств из резервного фонда Правительства Астраханской области» администрации муниципального образования «Енотаевский район» было выделено на противопаводковые мероприятия — 600, 0 тыс. рублей.

Данные средства используются в целях реализации муниципальных контрактов на проведение берегоукрепительных мероприятий.

Финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера осуществляется по  муниципальной программе «Безопасность жизнедеятельности населения муниципального образования «Енотаевский район» утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Енотаевский район» от 14.10.2015 №688 (в редакции постановления администрации муниципального образования «Енотаевский район» от 04.07.2018 №509) из районного бюджета выделено за 2016,2017,и 9 месяцев 2018 года — 17821,4 тыс.руб., из них:

- в 2016 году запланировано 4764,3 тыс.руб., выделено 4764,3 тыс.руб.;

- в 2017 году запланировано 5304,3 тыс.руб., выделено 5304,3 тыс.руб.;

- в 2018 году запланировано 7752,8 тыс.руб.

Субсидии из бюджетов различных уровней на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, в том числе находящихся в собственности Астраханской области, муниципальной собственности и бесхозяйных, администрации МО «Енотаевский район» не предоставлялись.

В п.3 ст.225 Гражданского Кодекса РФ закреплено право, но не обязанность органа местного самоуправления обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, что создает сложность в обязании муниципальных поселений признать собственность на данные ГТС.

Вместе с тем, в соответствии со ст.3 Федерального закона № 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям относятся сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отводов.

Как следует из приведенного выше определения, деятельность вышеуказанного объекта непосредственно создает повышенную опасность причинения вреда окружающей среде, имуществу, жизни и здоровью человека.

Согласно п.8 ч.1 ст.14, п.5 ч.2 ст.50 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.

В соответствии со ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации и др.

Однако, вышеназванные меры, установленные ст.9 названного закона не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности гидротехнических сооружений, расположенных в границах МО «Енотаевский район».

Несмотря на это администрация МО «Енотаевский район» ежегодно проводят берегоукрепительные работы.

Ввиду того, что данные объекты являются бесхозяйными, прокуратурой Енотаевского района главе МО «Енотаевский район» внесено представление о нарушении законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для постановки ГТС в управлении Росреестра по Астраханской области, расположенных на территории района в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

 

Прокурор района

старший советник юстиции                                                                       Ю.Ю. Мухин