Болдырев Владимир Александрович

Призвание

ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ - МУЗЫКА!

 Наш прославленный земляк Владимир Александрович Болдырев – Почётный гражданин Енотаевского района, художественный руководитель Харьковского национального академического театра им. Н.В. Лысенко, Народный артист Украины, профессор, солист - на сцене более тридцати лет. Несмотря на большую занятость в театре, он нашёл время, чтобы приехать на несколько дней на свою малую родину - в село Енотаевка, где живут его родители. Владимир Александрович любезно откликнулся на приглашение в гости. И в редакции газеты состоялась наша беседа.  

-Владимир Александрович, как вы решили связать свою жизнь с музыкой?
- Мне кажется, всё было заложено свыше. Уже в четыре года начал  играть на гармошке, в пять лет папа мне купил «хромку» - чуть больше, чем детская гармошка с семью кнопочками. «Хромка» была уже с басами, которые я тут же освоил. У меня абсолютный слух, хорошая память. В то время не было ничего, кроме радио, и его я внимательно слушал. Все песни легко запоминал и быстро подбирал мелодию на слух, а потом сам пел и себе аккомпанировал. В 1964 году открылась музыкальная школа в Енотаевке, я стал первым её выпускником. Спасибо моим педагогам Светлане Дмитриевне и Александру Валентиновичу Тюриным. Это они меня услышали и были уверены, что буду профессиональным вокалистом. Много детишек пошли учиться музыке, а закончили всего три человека: Геннадий Кузнецов, Валерий Минеев и я.

 - Такое увлечение музыкой, наверное, отнимало всё свободное время. Как вы успевали осваивать и предметы в общеобразовательной школе?
 - К моему стыду, в школе я относился к предметам поверхностно, понимал, что мне нужно в жизни совершенно другое. Знал, что буду артистом, и буду петь! Отлично успевал по труду, по физкультуре, по пению, естествознанию. Всё остальное по интересу – география, история. А вот математика, химия, физика не привлекали. За высокий дискант взрослые прозвали меня «наш енотаевский Лоретти», и я пел произведения из репертуара Робертино Лоретти, а ещё постоянно на всех школьных праздниках исполнял песню «Родина слышит, Родина знает». Как говорится, популярность пришла ещё на школьной скамье.

- А после школы? 
- Мне исполнилось 19 лет, когда отслужил год в армии.. Демобилизовавшись, пришёл прослушаться в Астраханскую государственную консерваторию, где сказали, что данные у меня хорошие, но совершенно отсутствует какая-либо подготовка, а голос – инструмент хрупкий. Посоветовали пройти подготовительные курсы или поступить в училище. Однако, я всё же сдал экзамены в Астраханское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского, прошёл большой конкурс, а через две недели забрал документы и уехал поступать в Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова. Был август, приём уже закончился, но, тем не менее, мне сообщили, что смогу учиться, если найду жильё, так как общежитие было переполнено. Средств не было, и пришлось вернуться в Енотаевку, устроиться в музыкальную школу преподавателем по классу «баян-аккордеон». Как-то, просматривая журнал «Советская музыка», я увидел статью о Харьковской вокальной школе, а именно о таких именах как Народная артистка РСФСР Людмила Сергиенко (лирико-драматическое сопрано), Народная артистка СССР Гизела Ципола (лирико-драматическое сопрано) и других. Я вспомнил, что у меня в Харькове есть друзья, у которых смогу остановиться, чтобы прослушаться в консерватории. Так и сделал: приехал, поступил на подготовительный, а потом был зачислен на основной курс. А теперь уже с уверенностью скажу: «Вся моя жизнь - музыка!»

 - Когда к вам пришёл первый успех?
- Первая победа пришла в Японии, где оказался с легкой руки Народной артистки СССР Ирины Архиповой. Я взял кубок, золотую и серебряную медали Токийской концертной организации Мин-Он. Через три месяца выступил на конкурсе в Баку, куда съехалось 205 участников, из них 32 баритона. Вместе с Дмитрием Хворостовским мы стали лауреатами конкурса.

- У вас в арсенале огромный репертуар, и наверняка есть любимые произведения… 
- Очень люблю петь русскую народную песню «Ах, ты, душечка», хотя она для тенора, многим известна в исполнении Народного артиста СССР С.Я. Лемешева, но я её  тоже  пою, где только можно и даже где нельзя. Часто, когда заканчивается выступление, слышу, как кричат из зала: «Ах, ты, душечка!». Ну, а из классических, прежде всего, те произведения, которые принесли мне успех на конкурсах: партии Мазепы, Фигаро, Родриго… И можно продолжать, также как и список народных песен: «Выйду на улицу», «Из-за острова на стрежень». Кстати, в детстве я выезжал на лодке на середину реки, глушил мотор и кричал на всю Волгу: «Из-за острова на стрежень». Люблю слушать и исполнять песни из репертуара Муслима Магомаева.

- Владимир Александрович, вы сейчас художественный руководитель Харьковского академического театра оперы и балета им. Н. В. Лысенко. Когда-нибудь думали, что станете выполнять ещё и административную работу?
- Не думал и не представлял, но так сложилось. Безусловно, легче быть просто солистом, отвечать только за себя – отработал и свободен. А сейчас практически не выхожу из театра, поскольку многое нужно делать заново. Финансово-экономическая ситуация театра сложная, не просто решается кадровый вопрос. Я постоянно ищу новые голоса, езжу по городам, приглашаю к сотрудничеству молодых солистов.

- Что можно сказать о молодых певцах, которые сегодня приходят работать в театр? 
- Это поколение иной формации. Сегодня молодые солисты исполняют такие партии, которые мы в их годы просто не посмели (нам бы никто и не позволил). И нужно сказать, что они великолепны. Поскольку я ещё веду класс в Харьковской консерватории, будучи профессором, то всё происходит, как говорится, на моих глазах. И, конечно, молодёжь сегодня другая, более прагматичная, нежели были мы.

- Когда появляется возможность отдохнуть, что для вас является источником вдохновения?
- Не поверите - рыбалка и, конечно, отдых в кругу близких и родных.

- Владимир Александрович, а что бы вы пожелали енотаевцам?
- Прежде всего, духовного роста, ну и, конечно, крепкого здоровья и благополучия! 

         Любовь КИСЕЛЁВА, фото из архива В. Болдырева.

 

Отрывок из статьи
«Владимир Болдырев: «Наступило время делиться своим опытом с другими»,
опубликованной в газете «Вечерний Харьков» от 19 сентября 2007г.

 «Все мое детство прошло в Астрахани, — начал свой рассказ о себе Владимир Болдырев. — Хотя в моей семье музыкантов не было (мать работала санитаркой в больнице, отец — строителем), я с 4 лет начал играть на гармошке, а затем на баяне. Потом музыкальная школа, училище, армия... Отслужив, приехал к друзьям в Харьков. Здесь поступил на подготовительные курсы в консерваторию, а затем и на первый курс. Еще учась на 4-м курсе, получил приглашение на работу в Харьковский оперный театр. Начало театральной карьеры гладким не было. Я почти не пел ведущих партий, в основном мне поручали небольшие роли. Но вера в собственные силы заставила принять участие в нескольких конкурсах».
 Переломным для певца стал Токийский конкурс 1987 года. Он был очень солидным. В конкурсе приняли участие 205 вокалистов, из них — 32 баритона. Победили два вокалиста из СССР — Владимир Болдырев и Дмитрий Хворостовский. А осенью этого же года в Баку состоялся конкурс имени М.И. Глинки. И вновь участие в нем принесло Владимиру победу. Эта победа принесла певцу возможность исполнять ведущие оперные партии, сделала его востребованным и он стал гастролировать по всему миру.
 Сегодня в репертуаре харьковского баритона более 30 оперных партий. Но самыми любимыми остаются Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини, Онегин П.И. Чайковского и Жермен из «Травиаты». Эти партии являются как бы визитной карточкой певца.
 Вера в то, что накопленный опыт может избавить многих молодых от большого количества ошибок, привела Владимира Александровича на преподавательскую кафедру.
 «С возрастом понимаешь, что пришло время делиться с другими накопленным опытом, — говорит Владимир Александрович. — В один прекрасный момент я понял, что могу помочь товарищам. В театре начал подсказывать коллегам по технике звукообразования, и ко мне стали прислушиваться. Вскоре почувствовал, что могу принести пользу и молодым вокалистам. Когда в 2001 году я получил приглашение в консерваторию, то с большой радостью пошел туда работать. И этот процесс мне с каждым годом нравится все больше. Иногда даже больше, чем выход на сцену в оперном спектакле».

 

Источник: статья из газеты: "Вечерний Харьков" от 19.09.2007 г.

 

Газета «Енотаевский вестник» от 11 декабря 2003 года № 99

 

«МАМА, Я ХОЧУ ПЕТЬ НА СЦЕНЕ...»

ДОГОВОРИВШИСЬ о встрече, члены семьи Болдыревых ждали нас. Ну, а поскольку хозяева ждали, на столе - вырезки из старых газет, фотографии, буклеты и афиши на русском и украинском языках. Все, что связано с их сыном и братом - Владимиром Александровичем Болдыревым.

Начало творческого пути

Нас в первую очередь интересовало, от кого из родителей Володя унаследовал пристрастие к музыке и пению.

- Наверное от меня,- улыбаясь, говорит Вера Дмитриевна.- Я ведь с детства пою. Даже одно время на сцене сельского клуба выступала, пела под баян. И сейчас, что-нибудь делая по дому, напеваю, правда, вполголоса, чтобы не вызвать нарекания со стороны соседей. И как бы в подтверждение своих слов, Вера Дмитриевна спела небольшой куплет русской народной песни. Ну, а что касается Володи, то он еще будучи  совсем маленьким, больше всего любил играть на детской гармошке - это была его любимая игрушка. Вот он на фотографии — улыбающийся, довольный, с растянутыми мехами детской гармошки в руках.

Занимаясь в общеобразовательной и музыкальной школах, Володя ничем особенным не отличался от своих сверстников, по мнению родителей и сестры Надежды. Но всегда на концертах он пел, и мягкий нежный тенорок любили слушать и учащиеся и педагоги. Но, что характерно - он всегда боялся выходить на сцену, и работавшей в это время преподавателем в музыкальной школе С.Д. Тюриной приходилось буквально за руку выводить его.

Памятен такой случай. Хоровой коллектив школы выезжал для записи на областное телевидение в г. Астрахань. Вернулись оттуда поздно, и Володя не успел выполнить домашнее задание. А на следующий день учительница  математики, вызвав к доске Володю, и, узнав причину невыполненного домашнего задания, строго спросила:

- Ты что, Болдырев, всю жизнь собираешься петь?

На что тот вполне серьезно ответил:

- Да, собираюсь!

После окончании восьми классов, пройдя курс обучения в музыкальной школе, Володя поступил в Астраханское культпросветучилище.

И вот именно здесь - в семье, в музыкальной школе и средней школе №2- берет начало творческий путь парня с простой русской улыбкой.

Освоение сцены

Позади остались годы учебы в культпросветучилище, службы в армии. Началась его работа в Енотаевской музыкальной школе, где он получил первые навыки игры на музыкальных инструментах. Казалось бы, все складывалось в жизни у Владимира, были спокойны  и его родители. Но вот однажды, придя с работы и отдыхая на диване, Владимир вдруг, обращаясь к матери, сказал:

- Мама, я хочу петь на сцене.

Услышав эти слова, мать от неожиданности растерялась и сразу подумала: «Ведь для того, чтобы петь на сцене, нужны профессиональные знания, средства, связи».

Об учебе в консерваториях Москвы и Саратова, где готовят певцов по вокалу, не могло быть и речи. Выручила давняя подруга Веры Дмитриевны, которая жила в городе Харькове на Украине. Она посоветовала: «Пусть Володя приезжает ко мне. Может быть тут и поступит». Володя поехал.

Конкурс поступающих в Харьковский институт искусств был большим. Володе удалось преодолеть экзаменационное препятствие, помогли упорство и настойчивость, его огромное желание и талант вокалиста, стать студентом. Позже народный артист Украины В.А. Лукашев скажет о нем следующие слова:

- У этого артиста богатый природный дар, огромная трудоспособность.

Еще будучи студентом четвертого курса, Владимир начинал с небольших ролей в детских спектаклях, и процесс освоения сцены шел у него довольно быстро. Интересно было работать молодому исполнителю над партиями Сильвио- «Паяцы»,  Р. Леонкавалло, Жардиса Жермона - «Травиатта», Дж. Верди…

Характерно, что первые выступления В.Болдырева в крупных ролях состоялись именно в классическом репертуаре. Именно он был замечательной школой, которая подготовила успешное выступление певца в операх современных композиторов В. Губаренко («Сват по неволе» и «Помни меня»), И. Ковата («Бегущая по волнам»).

Учиться и одновременно выступать на сцене было нелегко, не хватало денег на проживание. Вера Дмитриевна из скудного семейного бюджета высылала сыну сколько могла. Володе приходилось работать сторожем в магазине, грузчиком. Однажды на концерте его услышали руководитель Украины и режиссер Харьковского театра оперы и балета.

Володю зачисляют в труппу театра с продолжением обучения. Судьба свела его с замечательной певицей И.Архиповой, с которой поет в опере П.И. Чайковского  «Евгений Онегин», эта встреча и решила всю дальнейшую творческую жизнь Володи, как оперного певца.

Начались гастроли за рубеж, где Володя поет в опере и в концертах и имеет большой успех. Он объехал многие страны, такие, как Испания, США, Германия, Швеция, Франция, Швейцария.

Трудный приз

Летом 1987 года во многих газетах бывшего СССР и за его пределами было опубликовано  сообщение о том, что в Токио проходил 22 Международный конкурс вокалистов, организованный японским музыкальным обществом «Миньен». Среди участников конкурса были два советских исполнителя Галина Симкина из Москвы и солист Харьковского академического театра оперы и балета имени Н. Лысенко Владимир Болдырев. Оба удостоены почетных наград. Позже в интервью одному из корреспондентов В. Болдырев расскажет:

- Конкурс был и сложным, и необычным. В нем приняли  участие 143 певца из разных стран мира. Подобно другим творческим соревнованиям, он состоял из трех туров, но программу каждого из них выбирало жюри согласно предварительной заявки. Каждый участник узнал лишь накануне дня выступлений, какие из 20-ти подготовленных выступлений будет исполнять в первом туре. Строгие ограничения были и во времени. Если певец не уложился в отведенные для него несколько минут, жюри гасило лампочку и это означало, что прослушивание окончено. Большое значение придавалось и тому, как участник поет арию или романс на языке оригинала. В.Болдыреву пришлось исполнять произведения Моцарта, Верди на итальянском, Малера и Шуберта на немецком.

Но особенно неожиданной была для Болдырева теплая и восторженная реакция слушателей на арию из оперы Л. Аракишвили «Шота Руставелли», которую он пел по грузински в 3 туре. Только позднее певец узнал, что японский фольклорный ансамбль недавно побывал в Грузии и увлек соотечественников музыкой кавказских горцев. В программе вокалиста были также украинские, русские народные песни, музыка Д. Кобалевского, которую японские музыканты очень любят.

Владимир Болдырев был удостоен на конкурсе вокалистов диплома и специального приза «Симпатия зрителей». Вторая участница Галина Симкина, солистка Московского музыкально-драматического театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, получила третью премию.

Фигаро Украины

                                    

Высокая требовательность к себе не разрешает В.Болдыреву останавливаться на достигнутом. Каждая новая роль для него - это не только шаг в освоении мастерства, но и новая ступень творческого становления. Каждый выход на сцену мастера вокала - это праздник и событие в жизни того края, где проходят концерты и спектакли с участием заслуженного артиста. Именно ему посвятила свои строки украинская поэтесса Лариса Назаренко:

Гаснут медленно огни
В театральном зале,
Замер зал и лишь смычки
Все еще дрожали.
Дирижер взмахнул рукой
И звуки увертюры
Волшебной полились рекой,
И занавес ажурный
Вдруг распахнулся,
Началась опера Россини,
И музыка творила чудеса
И так мила Разина,
Прекрасны у актеров голоса
И артистизм высокий,
Но как там Болдырев блистал!
И голос дивный так звучал.
Срывал у публики восторги!
Нет Фигаро блистательней его
У нас на Украине,
Поэтому овации все для него,
В честь его все гимны!

Знай наших

Остывал чай в чашках, любезно предложенный гостеприимной хозяйкой, а мы все ведем и ведем разговор о Владимире. Хотелось узнать о том, как став знаменитым, Владимир Болдырев относится к своей малой родине, к местам, где вырос и учился. Несомненно, большая занятость артиста, частые поездки, преподавательская деятельность в институте искусств им. Котляровского не позволяют Владимиру часто приезжать в родную Енотаевку, тем не менее о нем знают енотаевцы. Осенью 1992 года, когда торжественно отмечался 250-летний юбилей Енотаевки, Владимир был приглашен на праздник. В районном Доме культуры состоялся его концерт. Приходится сожалеть, что многие енотаевцы совершенно не знали об этом: ни рекламы, ни объявлений. Организаторы, видимо, не придали этому событию особого значения, но, тем не менее, те, кто пришел в ДК, остались довольны встречей с земляком. Русскую народную песню «Как пойду я на быструю речку» и украинскую «Дивлюсь я на небо» зал встречал дружными аплодисментами и цветами. Со сцены Владимир Болдырев рассказывал о своем творческом пути, о планах на будущее и предстоящих гастролях.

В последующие годы Владимир Болдырев неоднократно приезжал в Енотаевку, встречался с теми, кто  знает и помнит его, а это ветеран педагогического труда Р.Я. Низьева, двадцать восемь лет проработавшая в детской музыкальной школе, учившая его, а потом работавшая с ним С.Д. Тюрина, одноклассники и друзья.

Вполне могут гордиться своим выпускником коллективы Енотаевской средней школы №2 и детской музыкальной школы, которые вместе с родителями вырастили и воспитали его, ставшего потом известным певцом Украины. Его мощный баритон звучит ровно, красиво и чувствуется в нем  большая русская душа Владимира Александровича, очень скромного, милого человека, без заносчивости и упоения славы.

Мы прощаемся с гостеприимной семьей, веря и надеясь на то, что в ближайшем будущем встретимся с самим Владимиром Александровичем Болдыревым на его малой родине.

 

                                                                                     Е. ДРЮКОВ.