Отчет о работе прокуратуры Енотаевского района в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в 2018 года

 

НАШИ МЕДИА

 

   

 

О Т Ч Е Т
о работе прокуратуры Енотаевского района в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в 2018 года

Исполнение законодательства в социальной сференаходилось под пристальным вниманием прокуратуры района в 2018 году.

В результате осуществления прокурорского надзора в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина выявлено 765 нарушений  законодательства (АППГ – 674), опротестовано 106 незаконных правовых актов (АППГ – 97), направлен в суд 251 иск (АППГ – 195 исков на общую сумму 369 тыс. рублей), рассмотрено судом 246 исков  (АППГ – 192 иска на общую сумму 409 тыс. рублей), внесено 174 представления (АППГ - 160), 240 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности (АППГ - 220), 37 лиц привлечено к административной ответственности (АППГ – 48), объявлено 32 предостережения (АППГ - 26), направлено 5 материалов в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ (АППГ - 5), возбуждено 5 уголовных дел (АППГ -5). 

Прокуратурой района в 2018 году постоянно осуществлялся надзор за соблюдением законодательства об оплате труда, в том числе о занятости населения и защиты от безработицы.  В результате проведенных проверок, в том числе и на основании поступивших в прокуратуру района  жалоб,  выявлено 132 нарушения (АППГ - 81), опротестовано 2 незаконных правовых акта (АППГ - 1),   направлено в суд и рассмотрено судом 112 исков (АППГ - 43),  внесено  8 представлений  (АППГ - 14),  9 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности (АППГ - 22), 3 должностных лица наказано в административном порядке (АППГ- 8).

Меры, принятые прокуратурой района положительно  сказались на ситуации в районе.

По данным органов статистики на 01.12.2018задолженности по заработной плате у предприятий и организаций на территории района не имелось.

Прокуратурой района при осуществлении надзора использовались  предоставленные полномочия для упреждения  посягательств  на права граждан  в сферах занятости, оплаты  труда, выплаты  пенсий, пособий.  Пресекались  факты  их нарушения,  принимались меры к устранению способствующих  им условий и причин, в целях недопущения роста  социальной напряженности.

В июне 2018 года прокуратурой района проведены проверки соблюдения трудового законодательства в 6 предприятиях и учреждениях района (Енотаевском филиале  ФГБУ  «Управление Астраханмелиоводхоз», МБДОУ «Детский сад «Василек» с. Енотаевка, МБДОУ «Детский сад «Аленушка» с. Енотаевка,   ОСП Енотаевский почтамт УФПС  Астраханской области филиала  ФГУП «Почта России»,   МБДОУ «Детский сад «Малышок» с. Енотаевка, МУП «Водопроводные сети» МО «село Енотаевка») в ходе которых выявлены нарушения,  и внесены акты прокурорского реагирования (6 представлений  и 3 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ).

В ходе проверки в МБДОУ «Детский сад «Василек» с. Енотаевка установлено, что согласно  ст. 133 Трудового кодекса РФ и  п. 3 Положения об оплате труда  работников  данного учреждения  минимальная  месячная  оплата труда  работников учреждения, полностью  отработавших  за этот  период норму  рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть  ниже  минимального размера  оплаты труда, установленного федеральным законом.     

Приказом заведующей учреждения   №47 от  02.04.2018   Камалиденова   О.Р.  принята на должность воспитателя в МБДОУ «Детский сад «Василек» с. Енотаевка   с 02.04.2018.  Камалиденова О.Р. полностью отработала месячную норму рабочего времени в апреле 2018 года, однако   ее заработная плата  составила 8625 рублей, т.е.   ниже  минимального размера  оплаты труда, установленного Федеральным законом  (9489 рублей с 01.01.2018).    Доплата до МРОТ (9489 рублей) работодателем  не произведена. 

В связи с  выявленными нарушениями трудового законодательства прокурором района 29.06.2018  в отношении должностного лица - заведующей МБДОУ «Детский сад «Василек» с. Енотаевка Бенивой М.В. вынесено постановление  о возбуждении дела об  административном правонарушении по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ  и  в ее адрес 26.06.2018 внесено представление.

25.07.2018 представление рассмотрено,  нарушения устранены, 1 виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания. 

26.07.2018 государственной инспекцией труда в Астраханской области постановление о возбуждении дела об  административном правонарушении рассмотрено,  заведующая  МБДОУ «Детский сад Василек»  Бенива  М.В.   признана  виновной  по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ  с назначением наказания  в виде административного штрафа в размере  10000 рублей.

В ходе проверки МБДОУ «Детский сад «Аленушка» с. Енотаевка установлено, что в 2018 году имело место нарушение срока выплаты заработной платы.

Зарплата за  1 половину января  2018  года  24 работникам в сумме  99800  рублей выплачена только 18.01.2018.  Задержка составила 2 дня.

Установлено, что   гр.  Лазарева  Т.Я.  согласно  приказа   №40 от  03.05.2018  Лазарева Т.Я.  принята  на должность  повара с  03.05.2018 по  07.06.2018  на время  очередного отпуска  основного работника, 07.06.2018  согласно приказа  №65 от  07.06.2018  уволена с указанной должности  в связи с окончанием  срока   трудового договора.

При этом проверкой установлено, что  окончательный расчет в связи с увольнением  Лазаревой Т.Я.   работодателем не выплачен.

Также в  2018 году  имело место  нарушение сроков выплаты отпускных установленных ст. 136 Трудового кодекса РФ  5 работникам учреждения.

При этом, работодатель  в связи с задержкой выплаты заработной платы, отпускных,  окончательного расчета   при увольнении  работникам не начислил и не выплатил проценты (денежную компенсацию) за период задержки в соответствии с требованиями ст. 236 Трудового кодекса РФ.

В связи с  выявленными нарушениями трудового законодательства прокурором района 28.06.2018 в отношении должностного лица - заведующей МБДОУ «Детский сад «Аленушка» с. Енотаевка Попко Н.В. вынесено постановление  о возбуждении дела об  административном правонарушении по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ  и  в ее адрес  26.06.2018 внесено представление. 

25.07.2018 представление рассмотрено,  нарушения устранены, 1 виновное должностное лицо  привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания. 

26.07.2018   государственной инспекцией труда  в Астраханской области постановление о возбуждении дела об  административном правонарушении рассмотрено,  заведующая  МБДОУ «Детский сад Аленушка»  Попко Н.В.   признана  виновной  по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ  с назначением наказания  в виде административного штрафа в размере  10000 рублей.

Прокуратурой района на основании обращения работников в июне 2018 года  проведена проверка  в   ОСП Енотаевский почтамт УФПС  Астраханской области филиала  ФГУП «Почта России» в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства, в том числе  связанные с оплатой труда.     

Установлено, что  согласно п. 3.3.15.1.  «Положения об оплате  труда работников  ФГУП «Почта России» от 27.04.2018 доплата работника предприятия  при совмещении  должностей  (профессий), расширении  зон обслуживания, увеличении   объема работы  или  исполнении обязанностей  временно  отсутствующего работника без освобождения от работы,  определенной  трудовым договором  в соответствии  со ст. 151  ТК  РФ по  соглашению сторон трудового договора с учетом  до 25 %  от оклада   работника  при расширении зоны обслуживания  или  увеличении  объема  работ  сроком  не более  1 месяца.

В период с 1 марта 2018 по 30 мая 2018 года работники ОСП Енотаевский  почтамт  УФПС Астраханской области - филиала  ФГУП «Почта  России» оператор  связи 1 класса Ибрагимова  Н.А.,  почтальон  3 класса  Кенжибаева  С.Т.,  почтальон 3 класса Иванова  А.Ф., оператор связи  1 класса  Ширяева  А.О., оператор связи  1 класса Шишкина  Л.Е., оператор Чаткина   А.В.  выполняли наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительную работу  в связи с отсутствием  основных работников  (по причине  временной  нетрудоспособности   и нахождения   в очередном ежегодном отпуске).

При этом  приказ  о доплате  за совмещение должностей работодателем не издавался, дополнительное соглашение к трудовому договору не заключалось, доплата за исполнение обязанностей временного  отсутствующего работника  не начислялась и не  выплачивалась, либо выплачивалась частично не за весь период работы.

В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства прокурором района   29.06.2018   в  адрес  начальника  ОСП Енотаевский почтамт УФПС  Астраханской области филиала  ФГУП «Почта России»  Смирновой Н.Г. внесено представление. 

01.08.2018 представление рассмотрено,  нарушения устранены, работникам начислена и выплачена доплата.

В сфере законодательства о  занятости населения и  защиты от безработицы прокуратурой района в 2018 году выявлено 114 нарушений (АППГ-48),   направлено в суд 112 исков, рассмотрено судом 112 исков (АППГ-43), внесено 1 представление (АППГ-2),   1  лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (АППГ-3).

В январе 2018 года проведена проверка исполнения законодательства о занятости населения  в МКУК  «Никольский СДК» МО «Никольский сельсовет»,  в ходе которой выявлены нарушения.

Установлено, что   в  МКУК «Никольский СДК» МО «Никольский сельсовет»   на основании приказа  директора  Ожередовой  А.В.  31.12.2017  уволены в связи с  сокращением штата 2 сотрудника -   Безрук  Ю.А. и  Василенкова Н.А.

Указанные  лица  09.01.2018  обратились  в ОГКУ  «Центр занятости   населения Енотаевского района»  для постановки на учет.  

В нарушении требований  ч. 2  ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»    работодатель в лице  директора  МКУК «Никольский СДК» МО «Никольский сельсовет»   Ожередовой А.В.  в письменной форме не предоставил      в  ОГУ «Центр занятости  населения Енотаевского района»   не позднее  чем за 2  месяца  до проведения сведения  о предстоящих 31.12.2017  мероприятиях  по сокращению  штата работников и  планируемому увольнению с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного работника.

По результатам   проверки  29.01.2018   внесено    представление  главе МО «Никольский сельсовет» Коваленкову В.В., как работодателю вышеназванного должностного лица допустившего нарушения законодательства о занятости населения.

Представление рассмотрено, приняты меры к устранению нарушения,  1  виновное должностное лицо (директор  МКУК «Никольский СДК» МО «Никольский сельсовет»   Ожередова А.В.)  привлечено  к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Всфере законодательства о выборах нарушения не выявлялись.   

В ходе осуществления прокурорского надзора в сфере соблюдения законодательства о здравоохранениив 2018 году выявлено 55 нарушений законодательства,  направлено в суд  55 исков, рассмотрено судом 56.

Так, прокурор района на основании 41 Конституции  РФ,  ст.10 и ст.29 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обращался в суд с исками, обязывающими граждан  состоящих на диспансерном учете в наркологическом кабинете ГБУЗ Астраханской области «Енотаевская районная больница» и   уклоняющихся   от флюорографического обследования, в  целях предупреждения возникновения и распространения заболевания туберкулез пройти  флюорографическое обследование.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства об образовании прокуратурой района в 2018 году выявлено 55 (АППГ – 23) нарушений, принесено 11 (АППГ – 5) протестов, внесено 15 (АППГ – 6) представлений, по итогам рассмотрения которых 20 (АППГ – 10) должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Прокуратурой района в октябре и ноябре 2018 г. была проведена проверка соблюдения законодательства о дошкольном образовании, по результатам которой были выявлены следующие нарушения.

В Уставах МБДОУ «Детский сад Аленушка» и МБДОУ «Детский сад Малышок»в нарушение ст. 61 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ не определены основания для прекращения образовательных отношений.Аналогичные нарушения выявлены в Уставах МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Никольское», МБДОУ «Детский сад «Василек» с. Енотаевка», МБОУ «Пришибинская ООШ имени Героя Советского Союза А. Тульникова», МБДОУ «Детский сад «Сказка» с. Никольское», МБДОУ «Детский сад «Ивушка» с. Замьяны».

В п.2.3 Положения о приеме в МБДОУ «Детский сад Малышок» было установлено нарушение п. 13Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования», выразившееся в ограничении прав родителей (законных представителей) детей в направлении заявления о приеме в образовательную организацию почтовым сообщением с уведомлением о вручении посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке предоставления государственной и муниципальной услуги.

Однако при проверке Положений о приеме детей в МБОУ «Ленинская СОШ»,  МБОУ «СОШ с. Восток», МБОУ «ООШ с.Федоровки», МБОУ «ООШ с.Ивановки» МО «Енотаевский район» было установлено в нарушение п. 13 Приказа не содержится возможность направления родителями (законными представителями) ребенка заявления о приеме в образовательную организацию почтовым сообщением с уведомлением о вручении посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке предоставления государственной и муниципальной услуги.

Кроме того, Положение о приеме граждан в МБДОУ «ООШ с. Ветлянка» МО «Енотаевский район», утвержденное приказом директора МБОУ «ООШ с.Ветлянка» от 01.09.2014 №42, совершенно не предусматривает возможность направления родителями (законными представителями) ребенка заявления о приеме в образовательную организацию способами, указанными в п.13 Приказа.

В п.2.1 Положения о приеме в МБДОУ «Детский сад Малышок» содержится ссылка на официальный сайт детского сада «http://malyshok20.webdone.ru/», на котором размещаются устав образовательной организации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, с дошкольной образовательной программой и другие документы, регламентирующие организацию и осуществление образовательной деятельности, правами и обязанностями участников образовательных процессов для ознакомления. Вместе с тем при поиске через сеть «Интернет» информации об указанном детском садике обнаруживается только сайт «http://malishok30.ucoz.ru/index/0-2», информация об образовательном учреждении на котором не обновлялась с 2015 года, что нарушает п. 6 Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».

При анализе «Положения об организации детского питания в МБДОУ «Детский сад «Аленушка», утвержденного Приказом №30 от 04.09.2015 и «Положения о бракеражной комиссии  МБДОУ «Детский сад «Аленушка», утвержденного Приказом №30 от 04.09.2015 было установлено, что фактически медицинская сестра не участвует в осуществлении контроля организации питания детей, качества доставляемых продуктов и соблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздаче пищи в детском саду.

Проверкой установлено, согласно сведениям статистического отчета №85 –К «Сведения о деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми за 2017 год» здание МБДОУ «Детский сад «Сказка» с. Никольское» МО «Енотаевский район» нуждается в проведении капитального ремонта.

Одним из полномочий органа местного самоуправления муниципального района согласноп.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ является обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Однако согласно постановлению администрации МО «Енотаевский район» от 13.10.2017 №679 (с изменениями от 12.04.2018 №253) «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования муниципального образования «Енотаевский район» на период 2018 – 2023 годы» (далее – Программа) выделение  денежных средств на осуществление мероприятий по капитальному ремонту дошкольных учреждений на 2018 - 2023 года не предусматривается.

Также согласно вышеуказанному отчету на территории МО «Енотаевский район» имеется актуальный спрос в размере 43 человек на места в дошкольные образовательные организации. Вместе с тем Программой также не предусматривается мероприятия по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях.

Выявленные нарушения позволяют сделать вывод об отсутствии надлежащего контроля со стороны администрации МО «Енотаевский район» при закладывании денежных средств на мероприятия, имеющими актуальный спрос. 

В ходе проводимой проверки установлено, что разделение оплаты по возрастным группам воспитанников в соответствии с Положением об установлении платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях муниципального образования «Енотаевский район», утвержденное постановлением администрации МО «Енотаевский район» от 30.08.2013 № 497(далее – Положение) не производится.

Согласно п.1 Положения размер родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми с 01.07.2015 составляет 1400 рублей (пребывание до 8 -10 часов в день).Тем самым, родительская плата за присмотр и уход за детьми в возрасте до 3 лет при посещаемости 21 рабочий день в месяц составляет соответственно 66,67 рублей в день.

Вместе с тем, постановлениями Правительства Астраханской области от 13.04.2017 № 119-П и от 08.02.2018 № 50 установлен максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях для Енотаевского района Астраханской области на 2017 – 2018 гг. по возрастным категориям воспитанников:  до 3 лет - в размере 57,94 рублей в день  (при пребывании от 8-10 часов), старше 3 лет - в размере 68,86 рублей в день  (при пребывании от 8-10 часов), для разновозрастных групп - в размере 63,40 рублей в день  (при пребывании от 8-10 часов).

При этом проверкой установлено, что фактически деление воспитанников по возрастным группам на территории МО «Енотаевский район» осуществляется. Так, в МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» с.Енотаевка» МО «Енотаевский район», МБДОУ «Детский сад Малышок» с.Енотаевка» МО «Енотаевский район» присмотр и уход за детьми осуществляется в группах, разделенных по возрасту, следующим образом группы раннего возраста ( от 1-3), младшего возраста (3-4), среднего возраста (4-5),  старшего возраста (5-6), подготовительная группа (6-7).

Соответственно администрацией МО «Енотаевский район» не предпринимаются меры для разграничения родительской платы присмотр и уход за детьми по возрастным категориям.

Таким образом, вопреки ч. 4 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в возрасте до 3 лет, для воспитанников, посещающих разновозрастные (смешанные) группы, предусмотренный Положением превышает максимальный размер, установленный постановлениями Правительства Астраханской области для Енотаевского района  на 2017 год и 2018 год.

В результате выявленных нарушений, были внесены 4 представления об устранении выявленных нарушений, принесен 11 протестов по результатам рассмотрения которых 6 локальных актов приведены в соответствие с федеральным законодательством, 5 находятся в стадии приведения в соответствия в связи с прохождением процедуры регистрации изменений в уставы образовательных организаций в налоговом органе.

В сфере оборота наркотических средств прокуратурой района выявлено 7 (АППГ – 8) нарушений, внесено 4 (АППГ – 3) представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 4 (АППГ – 8) виновных должностных  лиц, объявлено 14 (АППГ – 14) предостережений.

Прокуратурой района обеспечено систематическое поступление                               в прокуратуру информации о состоянии законности в сфере профилактики потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан.

Также проводится анализ информации о состоянии законности в сфере профилактики потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан

Так, анализ изученных уголовных дел в сфере незаконного оборота наркотиков показал, чтоосновная их часть связанна с незаконным приобретением и хранением наркотических веществ растительного происхождения – марихуаны, добытой путем сбора и обработки дикорастущей конопли.

В целях противодействия распространению наркотиков                                           и их незаконному обороту, на территории Енотаевского района Астраханской области прокуратурой района 13.03.2018 в адрес 14 глав муниципальных образований Енотаевского района внесены 14 предостережений о недопущение нарушения законодательства о противодействии незаконному обороту наркотиков и распространению наркомании.

Также, прокуратурой района в марте 2018 г. проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на профилактику незаконного оборота наркотических средств, на поднадзорной территории.

В ходе проведения анализа уголовных дел возбужденных по ст.228 УК РФ, в результате которого установлено, что одними из наиболее частых муниципальных образований фигурирующих в уголовных делах являются:

- МО «Никольский сельсовет» за истекший период 2018 года ОМВД России по Енотаевскому району возбуждено 3 уголовных дела по ст. 228 УК РФ, составлено протоколов по ст. 6.9 КоАП РФ – 3.

- МО «Средневолжский сельсовет» за истекший период 2018 года ОМВД России по Енотаевскому району возбуждено 2 уголовных дела по ст. 228 УК РФ, составлено протоколов по ст. 6.9 КоАП РФ – 3.

- МО «село Енотаевка» за истекший период 2018 года ОМВД России по Енотаевскому району возбуждено 3 уголовных дела по ст. 228 УК РФ, составлено протоколов по ст. 6.9 КоАП РФ – 2.

В результате выявленных нарушений, прокуратурой района 20.03.2018 внесены 3 представления, по результатам которых 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на профилактику незаконного оборота наркотических средств, в том числе организация работы антинаркотической комиссии на поднадзорной территории.

В ходе проверки установлено, что работа антинаркотической комиссии МО «Енотаевский район» не отвечает предъявляемым требованиям закона.

Так, в соответствии с протоколом заседания антинаркотической комиссии МО «Енотаевский район» от 16 марта 2018 года №1 не исполнено решение «О состоянии наркоситуации на территории МО «Енотаевский район» за 2017 год, а именно:

  1. п.3.2. ОМВД России по Енотаевскому району до 01.07.2018.
  2. п.3.3. ГБУЗ АО «Енотаевская районная больница» до 01.06.2018.

Кроме того, запланированное заседание на IIIквартал 2018 года вообще не проводилось.

В связи с изложенным в адрес главы МО «Енотаевский район» 01.10.2018 внесено представление, по результатам которого 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, прокуратурой района проведена проверка исполнения территориальными органами федеральных органов государственной власти требований Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», по результатам проведения которой установлено, что в отношении лиц, состоящих  на диспансерном учете в ГБУЗ АО «Енотаевская РБ», обладающих правами на управление транспортными средствами, в нарушение требований, установленных                                 в Перечне медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 г. № 377, действие права на управление транспортными средствами не прекращено.

В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района                                  в Енотаевский районный суд Астраханской области 31.01.2018 предъявлено                               3 административных исковых заявления о прекращении действия права                на управление транспортными средствами, которые рассмотрены, требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

В указанный период в порядке надзора за исполнением  законодательства о защите прав инвалидов, престарелых и других социально незащищенных категорий граждан и проведенных проверок выявлено 4 правонарушения (АППГ - 6),   внесено 3 представления (АППГ - 3), 3 лица привлечено к дисциплинарной ответственности (АППГ- 4).

Прокуратурой района в июне 2018 года проведена проверка обеспечения  условий  доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества  в многоквартирном доме.

Установлено, что на территории района постановление Правительства  Российской Федерации  от 09.07.2016 №649 «О мерах  по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном  доме  с учетом  потребностей  инвалидов» не реализовывалось.

Муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений  инвалидов  и общего имущества в многоквартирных домах  в целях их  приспособления  с учетом потребностей  инвалидов и обеспечения условий их  доступности  для инвалидов   не создана, планы мероприятий  по их обследованию  не утверждались  и не реализовывались, что  свидетельствует о бездействии  органа  местного самоуправления в лице администрации МО «Енотаевский район», а также нарушении прав инвалидов  на обеспечение  условий для  беспрепятственного  доступа  к общему имуществу в многоквартирных  домах предусмотренных ст. 15  ФЗ  «О социальной  защите инвалидов  в Российской Федерации»,  п. 5 ст. 2,  ч.3 ст.  15 Жилищного кодекса РФ,  «Правил  обеспечения  условий  доступности  для инвалидов  жилых помещений и общего имущества  в многоквартирном доме» (утвержденных  постановлением Правительства  Российской Федерации  от 09.07.2016 №649).   

По результатам проведенной проверки и выявленным нарушениям законодательства о защите прав инвалидов    09.06.2018  внесено представление главе  МО "Енотаевский район" Левшину С.А.

16.07.2018 представление рассмотрено, приняты меры к устранению нарушений, 1 виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

На основании вышеуказанного представления прокурора района постановлением  администрации  МО «Енотаевский район» от 13.06.2018  №391  создана  муниципальная межведомственной  комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их  приспособления  с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий  их доступности  для инвалидов», а также утверждено положение о данной комиссии.

Прокуратурой района в июне 2018 года  проведены проверки  исполнения законодательства о социальной защите инвалидов и трудового  законодательства  в деятельности Енотаевского филиала  ФГБУ  «Управление Астраханмелиоводхоз» и МУП «Водопроводные сети МО  «село Енотаевка»,    в ходе которых выявлены нарушения.

Установлено, что гр. Веренков  П.М. осуществляет в Енотаевском филиале  ФГБУ  «Управление Астраханмелиоводхоз» трудовую деятельность и   является инвалидом  второй  группы  по общему заболеванию. 

В соответствии с графиком отпусков  утвержденным   руководителем учреждения   на 2018 год  №1  от  15.12.2017  Веренкову П.М.  работодатель  предоставил  с 01.06.2018 ежегодный отпуска  общей продолжительностью 33 календарных дня  (28 дней  основной отпуск и   5 дней дополнительный отпуск  согласно  п.9.1.  «Положения об оплате труда  и материальном стимулировании  работников  Енотаевского филиала ФГБУ  «Управление Астраханмелиоводхоз»)        Ежегодный отпуск Веренкову П.М. аналогичной продолжительности 33 календарных дня   предоставлен в 2016 году и 2017 году.

В нарушении требований ст.  23 ФЗ «О социальной  защите  инвалидов в  Российской Федерации» установлено, что Веренкову П.М.  работодателем  предоставляется ежегодный отпуск не  30 календарных дней, а  28 календарных дней.    

Аналогичные нарушения выявлены  в МУП «Водопроводные сети» МО «село Енотаевка» при предоставлении ежегодного отпуска продолжительностью 28 календарных дней инвалиду Аблееву Х.З.

В связи с выявленными нарушениями    прокурором района  26.06.2018 внесено 2 представления   об устранении нарушений  законодательства о социальной защите инвалидов  и  трудового  законодательства   начальнику  филиала  ФГБУ  «Управление Астраханмелиоводхоз» и  генеральном директору МУП «Водопроводные сети» МО  «село Енотаевка».

11.07.2018 и 31.07.2018 представления рассмотрены, нарушения устранены, 2 виновных  должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

При осуществлении надзора за соблюдением законов о миграции, в том числе о правовом  положении  иностранных граждан прокуратурой района выявлено 5 (АППГ – 4) нарушений, направлено 5 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ (АППГ – 4), возбуждено 5 уголовных  дел  (АППГ – 4).

Прокуратурой района в порядке ст. 37 УПК РФ направлено 4 материала в органы дознания для организации уголовного расследования, по результатам рассмотрения которых возбуждены уголовные дела.

В 2018 году прокуратурой района проведены проверки исполнения жилищно-коммунального законодательства, по результатам которых выявлено 11 (АППГ – 16) нарушений, внесено 10 (АППГ – 12) представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности 6 (АППГ – 8) должностных лиц, объявлено 3 (АППГ – 6) предостережений.

Так, виюне 2018 года в ходе проведенного прокуратурой района анализа исполнения органами местного самоуправления и теплоснабжающими организациями жилищно-коммунального законодательства при подготовке к отопительному сезону 2018-2019 годов, было установлено, что теплоснабжающими организациями в 2017-2018 годах полный комплекс мероприятий для готовности объектов к отопительному сезону не выполнен, в связи с чем паспорт готовности муниципальное образование не получило. В с связи с чем в адрес руководителей МУП «Водопроводные сети», МРЭКП МО «Пришибинский сельсовет», МРЭКП МО «Село Копановка», МРЭКП МО «Замьянский сельсовет» направлено предостережение о недопустимости нарушения требований жилищно-коммунального законодательства при подготовке к отопительному сезону 2018-2019 годов.

В ходе проведенной проверки установлено, что по состоянию на 06.12.2018 администрации МО «Енотаевский район» паспорт готовности не предоставлен, так как согласно акта-проверки от 14.11.2018 № А-204-18/АО выявлены замечания в виде отсутствия документа об обучении по электробезопасности и безопасности эксплуатации теплоустановок у сотрудников предприятий МРЭКП МО «Пришибинский сельсовет», МРЭКП МО «Село Копановка».

В связи с не надлежащим исполнением администрации МО «Енотаевский район», МРЭКП МО «Пришибинский сельсовет», МРЭКП МО «Село Копановка» обязанностей по подготовке к отопительному сезону 2018-2019 годов 05.12.2018 в их адрес внесено представление об устранении выявленных нарушений закона

В сфересоблюдения законодательства о защите прав потребителей нарушения прокуратурой района не выявлялись.

В ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних прокуратурой района в 2018 году выявлено 122 (АППГ – 115) нарушения, направлено 6 (АППГ – 7) исковых заявлений в суд, из которых рассмотрено 3 (АППГ – 5) исков, принесено 18 (АППГ – 14) протестов, внесено 49 (АППГ – 37) представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 61 (АППГ – 62) должностных лица, к административной ответственности лица не привлекались (АППГ – 0), объявлено 0 (АППГ – 0) предостережений.

В июне 2018 года прокуратурой района установлено, что 29.03.2017 решением межведомственной рабочей группы по раннему выявлению и профилактике семейного неблагополучия семья Чесноковой И.С. принята на социальное сопровождение в категорию «семья, нуждающаяся в поддержке».

17.05.2017 КДН и ЗП администрации МО «Енотаевский район» принято решение о постановке семьи Чесноковой И.С. на профилактический учет в связи с совершением 27.04.2017 административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, а именно оставление малолетнего Чеснокова Р.С. без надзора законного представителя. 19.05.2017 семья переведена из категории «семья, нуждающаяся в поддержке» в категорию «семья, находящаяся в социально-опасном положении». 20.06.2017 в связи с экстренной госпитализацией Чесноковой И.С. в акушерское отделение ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» малолетние Чеснокова Е.С., Чесноков Р.С. помещены в ГСКУ АО «Социальный приют для детей «Любава», Чесноков Р.С. – в детское отделение ГБУЗ АО «Енотаевская РБ», при осмотре которых выявлены многочисленные заболевания (ОРЗ, педикулез). 21.08.2017 КДН и ЗП принято решение о возврате детей в семью.

Вместе с тем, прокуратурой района установлено, что 18.04.2018 представителями учреждений системы профилактики осуществлен комиссионный выезд, в ходе которого установлено, что дети имели неопрятный внешний вид, грязную одежду, в домовладении наблюдался беспорядок, помещение нуждалось во влажной уборке и проветривании. Дети из семьи изъяты не были, с Чесноковой И.С. проведена только профилактическая беседа.

16.05.2018 семья Чесноковой И.С. также была проверена специалистами ГКУ АО «ЦСПН Енотаевского района» и администрации МО «Пришибинский сельсовет». В ходе проверки установлено, что малолетние находятся на больничном, в ходе беседы со специалистами Чесноковой И.С. предоставлена ложная информация о назначении и прохождении несовершеннолетними лечения. Только по совету специалистов несовершеннолетние осмотрены педиатром, назначено лечение.

Ввиду происшествия 17-19.05.2018 оставшиеся несовершеннолетние Чеснокова Е.С., 2012 г.р., Чесноков Р.С., 2014 г.р., Чесноков Р.С., 2016 г.р., по акту ПДН помещены в детское отделение ГБУЗ АО «Енотаевская РБ», где при осмотре поставлены диагнозы: ОРЗ верхних и нижних дыхательных путей, обструктивный бронхит.

Таким образом, с 18.04.2018 субъекты системы профилактики – ПДН ОМВД России по Енотаевскому району, КДН и ЗП администрации МО «Енотаевский район», ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Енотаевского района», будучи осведомленными о явных случаях ненадлежащего исполнения родительских обязанностей Чесноковой И.С., особенностях ее поведения (предоставление ложной информации о лечении несовершеннолетних, оставление без присмотра малолетнего одного в домовладении), мер по защите прав несовершеннолетних, привлечению Чесноковой И.С. к какой-либо ответственности не принимали, что явилось одной из причин случившегося с малолетним Чесноковым Б.С., 2017 г.р.

Так, КДН и ЗП 18.04.2018 в ходе комиссионного выезда мер по координации деятельности субъектов системы профилактики не приняла. В свою очередь, ПДН ОМВД России по Енотаевскому району по фактам, выявленным 18.04.2018 и 16.05.2018, мер по привлечению Чесноковой И.С. к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ также не принято.

В связи с выявленными нарушениями в деятельности данных субъектов 06.06.2018 прокуратурой района в адрес ОМВД России по Енотаевскому району, ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Енотаевского района», КДН и ЗП администрации МО «Енотаевский район» внесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних.

Прокуратурой района в ноябре 2018 г. проведена проверка исполнения КДН и ЗП администрации МО «Енотаевский район», ПДН ОМВД России по Енотаевскому району законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В ходе проверки в КДН и ЗП администрации МО «Енотаевский район» выявлены следующие нарушения: план мероприятий на 2018 год содержит общие формулировки, в постановлениях комиссии не указываются причины условия, способствующие помещению несовершеннолетнего на социальную реабилитацию в соответствующий орган, в постановлениях не содержатся конкретные сроки и меры, которые должны быть осуществлены органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, для устранения выявленных комиссией нарушений, отсутствуют ссылки на положения статей Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеются факты привлечения лиц к административной ответственности как в рамках КоАП РФ, так и в порядке Закона №120-ФЗ.

В ходе проверки ПДН ОМВД России по Енотаевскому району выявлены следующие нарушения: ведения журнале учета несовершеннолетних, доставленных в ПДН МВД России в разделе за 2018 год,  отсутствует ежеквартальная информация о проводимой профилактической работеучастковыми уполномоченными полиции и оперуполномоченными уголовного розыска ОМВД России по Енотаевскому району, однотипный характер документов, представленных в подтверждение о проведении профилактической работы сотрудниками ОУР и УУП в отношении несовершеннолетних, нарушен порядок снятия с учета.

В связи с выявленными нарушениями закона 03.12.2018 в указанные органы внесены 2 представления. Представление об устранении нарушения законодательства, внесенное в ОМВД России по Енотаевскому району рассмотрено, нарушения законодательства устранены, к дисциплинарной ответственности привлечено 5 лиц.

Представление об устранении нарушения законодательства, внесенное в КДН и ЗП администрации МО «Енотаевский район» находится на рассмотрении.

Также 03.12.2018 и 21.12.2018 года в КДН и ЗП администрации МО«Енотаевский район» принесено 7 протестов на постановления комиссии. Протесты удовлетворены, в них внесены соответствующие изменения.

Прокуратурой района в ноябре 2018 года проведен мониторинг сети Интернет на наличие интернет-ресурсов, на которых размещена информация, призывающая и поддерживающая совершение нападений на образовательные организации. В ходе мониторинга установлено 4 сайта, содержащих информацию, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.

Вход на указанные Интернет-ресурсы свободный: сайты не являются закрытыми и не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных Интернет-ресурсов может любой пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение информации, содержащейся на указанном Интернет-ресурсе, также отсутствуют.

На основании выявленной информации, побуждающей несовершеннолетних осуществлять противоправные действия и оправдывающая их совершение, в Енотаевский районной суд поданы соответствующие административные исковые заявления с требованием признать указанную информацию на интернет-ресурсах запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На настоящее время, требования по 3 исковым заявлениям полностью удовлетворены, по 1 прекращено ввиду удаления интернет-ресурса.

Также, в 2018 г. прокуратурой района в связи с рассмотрением обращений в защиту жилищных прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлено в суд 2 (АППГ – 7).

В сфере исполнения экологического законодательства выявлено 3 нарушения (АППГ - 102), внесено 1 представление (АППГ - 1), привлечено к дисциплинарной ответственности 1 лицо (АППГ - 1), в суд направлено 1 иск на общую сумму 2 тыс. рублей (АППГ- 99 иска на общую сумму  7 тыс. рублей), рассмотрено судом 1 иск  на общую сумму 2 тыс. рублей  (АППГ- 99 иска на общую сумму  7 тыс. рублей).

08.12.2017 в 11 часов 15 минут Афанасьев Александр Александрович, имея умысел на незаконную добычу водных биоресурсов - рыбы, не имея соответствующего разрешения на лов рыбы, находясь на водной акватории реки Волга в районе с. Никольское Енотаевского района Астраханской области, пустил в воду плавную сеть. В период времени с 11 часов 15 минут до 11 часов 35 минут 08.12.2017 Афанасьев А.А. осуществил незаконный вылов рыбы «судак» в количестве 8 штук, причинив ущерб Российской Федерации на общую сумму 2 000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биологические ресурсы являются Федеральной собственностью, в связи с чем прокуратурой Енотаевского района 27.03.2018 предъявлен иск в защиту интересов Российской Федерации.

Значительное снижение показателей в анализируемом периоде на данном направлении обусловлено предъявлением в 2017 году прокурором района 95 исковых заявлений в Енотаевский районный суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду   для обязания глав КФХ организовать сбор и вывоз отходов, которые образованы в процессе сельскохозяйственной деятельности, до  заключения  в установленном порядке договора на вывоз отходов.

В 2018 году по результатам прокурорского надзора за соблюдением законодательства об исполнительном производстве выявлено 54 нарушения законодательства об исполнительном производстве (АППГ- 43), принесено 54 протеста (АППГ - 42), в прокуратуру  области  направлено  3  проекта    представления об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве, для решения вопроса о их внесении руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области (АППГ 5). В адрес начальника Енотаевского РОСП УФССП России по Астраханской области направлено 5 информационных писем о результатах проверки исполнения законодательства об исполнительном производстве (АППГ - 5).

Так, прокуратурой района проведена проверка законности исполнения судебного приказа мирового судьи СУ № 1 Енотаевского района Астраханской области, предмет исполнения - взыскать с Сидоренко Н.А. в пользу муниципального унитарного предприятия «Водопроводные сети» муниципального образования «Село Енотаевка» задолженности по коммунальным услугам-канализации, расходы по уплате государственной пошлины, в общей сумме 3837 рублей 80 копеек. Судебным приставом-исполнителем не принят комплекс мер, направленный на установление имущественного положения должника.  По результатам мер, принятых прокуратурой района, 21.01.2018 исполнительное производство в отношении должника Сидоренко Н.А. окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Прокуратурой района в порядке надзора за исполнением законодательства об административных правонарушенияхза истекший период  2017  года выявлено 59 нарушений закона (АППГ - 69), опротестовано 19  незаконных правовых актов (АППГ - 10), внесено 1 представление (АППГ - 0), 1 виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (АППГ - 0), 39 лиц привлечено к административной ответственности (АППГ - 58).

В 2018 году выявлено 62 нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе (АППГ - 40), опротестовано 12 незаконных нормативных правовых акта (АППГ -21), внесено 11 представлений (АППГ - 13),  42 лица привлечено к дисциплинарной ответственности (АППГ - 38).

15.10.2018 принесено 10 протестов на решения Советов МО «село «Копановка», МО «Федоровский сельсовет», МО «Владимировский сельсовет», МО «Восточинский сельсовет», МО «Замьянский сельсовет», МО «Косикинский сельсовет», МО «Никольский сельсовет», МО «Иваново-Николаевский сельсовет», МО «Пришибинский сельсовет», МО «Ветлянинский сельсовет»  об  утверждении Положений  об условиях  и порядке  прохождения  муниципальной  службы в органах местного самоуправления  муниципальных образований.

Федеральным законом  от  03.08.2018 №307-ФЗ  внесены изменения  в ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а  именно в статью  14 «Запреты, связанные с муниципальной службой» и статью  27.1  «Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции».   

В ходе проверки  вышеназванных  «Положений»  на соответствие  действующему законодательству установлено, что  данные изменения не нашли своего отражения  в данных  нормативных  правовых   актах органов местного самоуправления и соответственно   противоречили  ФЗ  "О муниципальной службе в Российской Федерации».  

Протесты рассмотрены  и удовлетворены, нормативные правовые акты  приведены  в соответствие   с действующим законодательством.

Прокуратурой района в 2018 году постоянно проводились проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности, порезультатам которых  выявлено 36 нарушений (АППГ - 18), внесено 14 представлений (АППГ – 9),  16 лиц (АППГ – 9) привлечено к дисциплинарной ответственности, объявлено 11 (АППГ – 4) предостережений.

В ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением  законодательства о безопасности  дорожного движения прокуратурой района  в 2018 г. выявлено 26 нарушений (АППГ – 24),  принесено 19 (АППГ – 10) протестов, исковые заявления в суд не направлялись, (АППГ – 0), внесено 3 представления (АППГ – 4), по результатам рассмотрения которых 3 лица привлечены к дисциплинарной ответственности (АППГ – 3), объявлено 1 (АППГ – 1) предостережение.

За истекший период 2018 года прокуратурой района неоднократно выявлялись нарушения в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог

Прокуратурой района в связи с выявленными нарушениями в адрес главы МО «Енотаевский район» внесено 3 представления: 26.02.2018, 27.08.2018, 26.09.2018. Представления рассмотрены, приняты меры к устранению нарушений, 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Также, в связи с наступлением зимнего периода прокуратурой района 10.12.2018 главе МО «Енотаевский район» Левшину С.А. объявлено предостережение о недопустимости нарушений ст. 17 Закона № 257-ФЗ и ГОСТа Р 50597-93 (Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения).

С учетом сложившейся экономической обстановки в Российской Федерации и особенностей развития МО «Енотаевский район» усилия  прокуратуры района были направлены  в первую очередь на осуществление надзора за  соблюдением прав и свобод  граждан и прежде всего в сфере трудового законодательства, о занятости, жилищных прав граждан, охраны прав инвалидов и несовершеннолетних.

Прокурор Енотаевского района
Астраханской области
старший советник юстиции                                                                   Ю.Ю. Мухин