Комплекс мер, направленных на предупреждение негативного воздействия вод.

 

НАШИ МЕДИА

 

   

 

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕНОТАЕВСКИЙ  РАЙОН»

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

26.10.2007

543

О правилах использования  водных

объектов общего пользования на

территории Енотаевского района

для личных и бытовых нужд

 

В соответствии со статьями 6, 27 Водного кодекса Российской Федерации, пунктом 28 частью 1 статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Астраханской области от 25 мая 2007 № 184-П «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах Астраханской области и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах на территории Астраханской области», статьей 40 Устава муниципального образования «Енотаевский район»:

ПОСТАНОВЛЯЮ:

         1. Утвердить прилагаемые Правила использования водных объектов общего пользования  на территории Енотаевского района для личных и бытовых нужд (далее - Правила).

         2. Опубликовать настоящее постановление и Правила в газете «Енотаевский вестник».

         3.Постановление вступает в силу со дня его подписания.

         4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя Главы муниципального образования «Енотаевский район» Зацепина А.Г

 

Глава муниципального образования

«Енотаевский район»                                                                                                         М.Ю.Анишко 

 

 

Утверждены постановлением

Главы муниципального образования

«Енотаевский район» от 26.10.2007№ 543

 

ПРАВИЛА

использования водных объектов общего пользования на территории

 Енотаевского района для личных и бытовых нужд

 

1. Общие положения

 

1. Настоящие правила разработаны на основании пункта 28 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.6,27 Водного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Астраханской области от 25.05.2007 №184-П «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах Астраханской области и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах на территории Астраханской области», а также других нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливают условия и требования, предъявляемые к использованию водных объектов для личных и бытовых нужд, обеспечению безопасности людей в местах организованного купания, местах массового отдыха населения, туризма и других организованных местах массового отдыха населения, информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, и обязательны для выполнения всеми водопользователями на территории Енотаевского района.

1.2 Личные и бытовые нужды - личные, семейные, домашние нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности:

- плавание и причаливание плавучих средств, в том числе маломерных судов, находящихся в частной собственности физических лиц и не используемых для осуществления предпринимательской деятельности;

- любительское и спортивное рыболовство, охота;

- полив садовых, огородных, дачных земельных участков, предоставленных или приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя скота, проведения работ по уходу за домашними животными и птицей, которые находятся в собственности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

- купание и удовлетворение иных личных и бытовых нужд.

1.3. Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом настоящих правил, правил охраны жизни людей на водных объектах Астраханской области,  на основании договора водопользования или решения о представлении водного объекта в пользование, с учетом действующего законодательства.

Проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

1.4. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

 

2.Правила использования водных объектов общего

пользования для личных и бытовых нужд

 

2.1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров , составляет пять метров.

2.2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2.3. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, а также для удовлетворения иных личных и бытовых нужд в соответствии с действующим законодательством.

2.4. Физические лица при использовании водных объектов для личных и бытовых нужд:

не вправе создавать препятствия водопользователям, осуществляющим пользование водным объектом на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, ограничивать их права, а также создавать помехи и опасность для судоходства и людей;

обязаны знать и соблюдать требования правил охраны жизни людей на водных объектах, правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах, а также выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, действующих в пределах предоставленных им полномочий;

обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе об особо охраняемых природных территориях, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о водных биоресурсах, о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, устанавливающее соответствующие режимы особой охраны для водных объектов:

- отнесенных к особо охраняемым водным объектам;

- входящих в состав особо охраняемых природных территорий;

- расположенных на территории источников питьевого водоснабжения;

- расположенных  в границах рыбохозяйственных заповедных зон;

- содержащих природные лечебные ресурсы;

- расположенных на территории лечебно-оздоровительной местности  в границах их санитарной охраны.

Обязаны соблюдать иные требования, установленные водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

2.5. При использовании водных объектов общего пользования запрещается:

2.5.1. Сброс в водные объекты, захоронение в них и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос бытовых и промышленных отходов;

2.5.2. Размещение на водных объектах и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос средств и оборудования, влекущих за собой загрязнение и засорение водных объектов, а также чрезвычайных ситуаций.

2.5.3. Снятие и самовольная установка оборудования и средств обозначения участков водных объектов, установленных на законных основаниях.

2.5.4. Купание у пристаней, причалов, паромов, водопроводных и иных сооружений, а также в запрещенных местах, в которых выставлены информационные знаки и предупреждающие щиты.

2.5.5. Стирка белья и купание животных в местах, отведенных для купания, и впереди по течению до 500метров.

2.5.6. Движение автотранспортных средств (кроме автомобилей специального назначения) в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, за исключением движения по дорогам и стоянки на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

2.5.7. Мойка автотранспортных средств и другой техники в водных объектах и на берегу (береговой полосе водного объекта).

2.5.8. Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей в прибрежной полосе водного объекта.

 

3. Информирование населения об ограничениях использования

 водных объектов общего пользования для личных

и бытовых нужд

 

3.1. Предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории Енотаевского района, осуществляется органами местного самоуправления сельских поселений.

3.2. Информация об установлении ограничения, приостановления или запрещения использования водных объектов общего пользования доводится до сведения граждан через средства массовой информации (печатные издания) и путем установления специальных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы представления такой информации.

 

4. Ответственность за нарушение настоящих Правил

 

4.1. Лица, нарушившие требования настоящих Правил, несут административную ответственность в соответствии действующим законодательством.

4.2. Привлечение к ответственности за нарушение Правил не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенные нарушения и возместить причиненный ими вред.

4.3 Контроль за соблюдением требований настоящих Правил осуществляет инспекторское отделение Енотаевского района Центра ГИМС МЧС России по Астраханской области.

 

Верно:

 

Административная ответственность, за самовольное использование водных объектов и их частей,

самовольное возведение запруд и подпорных сооружений

Самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение таковых предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Объектом правонарушения являются отношения собственности на воду, установленный порядок водопользования.

В Российской Федерации владение и пользование водами осуществляется по основаниям, установленным законом, и в пределах тех полномочий, которые предоставлены конкретному юридическому или физическому лицу правоустанавливающими документами.

Основные отношения водопользования урегулированы Водным кодексом Российской Федерации (ВК РФ), принятым 16 ноября 1995г.

Воды в Российской Федерации находятся в федеральной собственности.

Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам (ст.34 ВК РФ).

Граждане и юридические лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут владеть и пользоваться водными объектами на праве долгосрочного, краткосрочного или ограниченного (водный сервитут) пользования. Они именуются водопользователями.

Предметом правонарушений являются водные объекты, которые подразделяются на: поверхностные водные объекты (водотоки, водоемы, водохранилища, ледники, снежники); внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации и подземные водные объекты.

Противоправное деяние может посягать как на весь водный объект, так и на отдельную его часть.

В соответствии с действующим законодательством использование водных объектов в Российской Федерации осуществляется в виде общего и специального водопользования. Водные объекты могут также предоставляться в особое пользование. Специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

К специальному водопользованию, в частности, относится пользование водными объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд, потребностей в воде промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, лесосплава, добычи полезных ископаемых из водных объектов, строительства причалов, портовых и других сооружений, сброса сточных вод и т.д.

Водными объектами особого пользования являются объекты, которыми пользуется ограниченный круг водопользователей. Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, или их части могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства РФ для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных и других водных биоресурсов, сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, а также для иных государственных и муниципальных нужд.

Общее водопользование осуществляется без разрешения. К водным объектам общего пользования относятся водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Ограничения использования водных объектов общего пользования допускаются, если это прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Общее водопользование осуществляется без лицензии. Лицензия нужна на специальное и особое водопользование. Кроме того, не требуется лицензии при использовании водных объектов для плавания на маломерных судах, разовых посадок (взлетов) воздушных судов, водопользования для пожарных нужд, забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, и т.д.

Порядок получения лицензий на водопользование регламентирован постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997г. №383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».

Лицензирование водопользования осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов. Лицензия на водопользование вступает в силу только после ее регистрации.

Обязательным для возникновения права специального и особого водопользования является заключение после получения лицензии договора о порядке использования и охраны водного объекта или его части. Данный договор подлежит государственной регистрации.

При отсутствии хотя бы одного из названных документов и акта их государственной регистрации водопользование признается незаконным.

Статья формулирует два альтернативных состава правонарушения:

1) самоольное занятие водного объекта;

2) незаконное пользование водным объектом.

Самовольное занятие водного объекта состоит в активных действиях по установлению фактического господства над водным объектом при отсутствии на то законных оснований. Разновидностями таких действий могут быть установка заграждений на воде, которые препятствуют свободному доступу собственников, водопользователей, должностных лиц контролирующих органов, ограничивают судоходство, выставление для этого охраны и т.д. Цели самовольного захвата могут быть разными. Чаще всего такой самозахват водного объекта осуществляется для удовлетворения хозяйственных нужд, получения коммерческой выгоды. Однако для квалификации деяния как противоправного цели значения не имеют.

Незаконное пользование водным объектом имеет место в трех случаях:

а) пользование осуществляется без лицензии (разрешения);

б) водопользование происходит хотя бы и при наличии лицензии (разрешения), но без заключенного в соответствии с законом договора;

в) пользование водным объектом осуществляется с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) либо договором.

Таковыми, например, следует признать превышение объемов забираемой воды, изменение места сброса сточных вод, нарушение качества отводимых сточных вод.

Правонарушения совершаются умышленно.

Субъектами деяний, связанных с нарушением водопользования, признаются только водопользователи — граждане и юридические лица, а также должностные лица, на которых возложена обязанность обеспечивать исполнение установленных к водопользованию требований.

Дела о таких правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.

Протоколы о них составляют уполномоченные должностные лица указанных выше органов и органов внутренних дел.

 

Ответственность за самовольное строительство плотины

Анализ поступающих обращений свидетельствует о распространенности фактов строительства гидротехнических сооружений на руслах водных объектов. Чаще всего земляные плотины возводятся в естественных углублениях рельефа местности путем перегораживания русла водного объекта для создания водохранилища.

Прежде чем приступить к строительству такого сооружения необходимо учесть, что для строительства гидротехнических сооружений в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ водный объект должен быть предоставлен в пользование на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Проведение строительных работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах осуществляется в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство любого объекта капитального строительства, к которым, в частности, относится гидротехническое сооружение (плотина), должно осуществляться в соответствии с разрешением на строительство, выдаваемым уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Одновременно при строительстве должны соблюдаться требования природоохранного законодательства с целью обеспечения охраны природных объектов.

Невыполнение названных требований закона может повлечь для виновного лица наступление административной ответственности по следующим статьям КоАП РФ:

·         статья 7.1 - самовольное занятие земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

·         статья 7.6 - самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий;

·         статья 8.42 - нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта;

·         статья 9.5 - нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию.

Нередко при строительстве плотин выявляются факты самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, что в свою очередь влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.

Если в результате незаконных действий будет установлен вред природным объектам, подобные нарушения грозят виновнику наступлением гражданско- правовой ответственности в виде возложения обязанности по возмещению причиненного вреда, прекращения судом зарегистрированных прав на земельные участки под водными объектами и ГТС.

Следует учесть, что ч. 1 ст. 250 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за загрязнение вод, если незаконные действия повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

 

Квалифицирующими признаками ч. 2 ст. 250 УК РФ являются причинение в результате преступных действий вреда здоровью человека, массовая гибель животных; совершение указанных в ч. 1 статьи деяний на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации.